5 секретов поиска идеального ментора.

Ментор (др.-греч. Μέντωρ) — персонаж древнегреческой мифологии — сын Алкима, старый друг Одиссея. Одиссей, отправляясь в Трою, поручил Ментору заботы о доме и хозяйстве. Поэтому Ментор старался препятствовать назойливым женихам Пенелопы; он же был воспитателем Телемаха, сына Одиссея.

 

Ментор в бизнесе - это временный член команды бизнеса, исполняющий роль консультанта, помощника, но не такого же исполнителя, как и все остальные участники бизнеса. Ментор не является постоянным участником команды. Именно поэтому, ментор может «включится» в работу над проектом, на какой стадии он бы не пребывал. Ментор, в первую очередь – эксперт, у которого есть практический опыт ведения бизнеса. У него высокий профессиональный уровень, а также желание и возможность посвятить свое время общению со начинающим бизнесом. 

Начнем с того, что в России почти нет понятия менторства, либо его использование не соответствует реальной сути менторства . Кругом коучи и тренеры. Ментор – не тренер, он не отрабатывает навыки и умения. Ментор - не коуч, он не занимается вашим личностным ростом. Ментор – это 100%-ный практик, который может и готов уделить вашему бизнесу часть своего времени и помогать вам в развитии этого бизнеса на возмездной основе. 

 

Ни для кого не секрет, что управление собственным, пусть и совсем небольшим, бизнесом – это часто путь одиночки.  В самом начале вполне может быть ситуация, когда Вы в своем бизнесе «и жнец и гнец, и на дуде игрец», т.е. представляете бизнес в своем единственном лице, поскольку у вас просто нет возможности нанять первых сотрудников.

Но проходит время, и вот у вас уже есть команда. При этом ваши полномочия нанимать и увольнять ваших коллег создают фундаментальный разрыв в команде, который невозможно преодолеть. И все это время без взгляда со стороны очень трудно определить – что вы делаете «как надо», а что – «как получается». Именно для этого и нужен Ментор – старший наставник, который готов передавать вам свою экспертизу в деле решения управленческих задач.

 

Поиск бизнес-наставника - отличный способ для новых предпринимателей преодолеть одиночество и начать отчитываться о проделанной работе не только перед собой. Но это не единственные выгоды, которые можно получить от менторства. Имея правильные отношения с наставником в бизнесе, вы сможете налаживать эффективные связи с потенциальными клиентами и партнерами, приобретать опыт в новых областях, развивать свои управленческие компетенции и учиться вести здоровый, более сильный, а главное – успешный бизнес.

 

Итак, если вы действительно хотите найти мудрого советчика, который поможет вам пройти взлеты и падения, то задайте себе 5 вопросов, ответы на которые помогут вам в этом.

 

1. Что вы ожидаете от работы с Ментором?

Начните с написания целей менторства. Зачем вам ментор? Как вы видите использование менторской экспертизы в вашем бизнесе? Вам нужна помощь в развитии отношений с конкретными клиентами или партнерами? Вы ищете кого-то кто поможет вам выстроить процесс поиска инвесторов для бизнеса?

Составьте список трудностей, с которыми вы сталкиваетесь при ведении бизнеса и опишите для себя, как ментор может помочь их преодолеть.

Приведу пример. В прошлом году, в рамках своей бизнес-акселерационной программы "100 дней роста" я довольно часто общалась с стартапами в Сколково и видела их завышенные ожидания от менторства. Многие стартапы считали, что ментор за них разработает дизайн исследования, подготовит бизнес-модель, соберет R&D данные по теме.... Конечно, это были напрасные ожидания. Ментор – это не супермен, который придет и всех спасет. Ментор не решит проблемы стартапа за него, да у него и нет задачи делать это.  Зато ментор подскажет, КАК. И, если стартап открыт к новым знаниями, готов учиться и много работать, то в этом случае правильный бизнес-ментор может направить энергию и время участников стартапа в правильное русло. А это уже немало.

 

2. Какие слабые места есть у вашего бизнеса?  Что не так?

Возможно, вам интереснее общаться с друзьями-финансистами и маркетологами и обсуждать с ними свои успехи в бизнесе, но эти разговоры вряд ли помогут вам улучшить бизнес. В то время как правильный бизнес-наставник вскроет слабости бизнеса и поможет вам работать над этими слабыми сторонами.

Подумайте над тем, в каких областях вы больше всего испытываете сложности как владелец бизнеса. Вы не справляетесь с управлением сотрудниками? Вам не хватает понимания рынка, в котором вы строите бизнес? Вы не можете точно рассчитать воронку продаж? Вы можете попросить своих ближайших соратников (сотрудников, клиентов, партнеров, друзей) дать вам честную обратную связь – что нужно «улучшить в консерватории», т.е. в вашем бизнесе, чтобы он стал для них максимально привлекательным. И когда будете искать себе бизнес-ментора – обязательно ищите того, кто может помочь вам именно в этих, слабых для вас, областях. 

 

3. Что уже сделал ваш потенциальный ментор в областях, которые вам хочется с ним обсудить?

Как говорится, математические гении – это всегда самые плохие учителя математики. А спортсмен и тренер – разные профессиональные понятия. И совершенно не факт, что ваш наставник сможет передать вам свои экспертизу и опыт. Скорее, ментор – это практик, который владеет технологиями решения бизнес-задач и развития лидерских качеств, т.е. идеальный ментор – это всегда «играющий тренер». Если у вас биомед стартап, вам не нужен ученый-эксперт в качестве ментора для развития бизнеса, вам нужен человек из фармацевтического бизнеса, который имеет опыт коммерциализации новых продуктов на фармацевтическом рынке.

 

И вместо того, чтобы искать консультантов-коучей, которые никогда сами не решали задач в финансах, маркетинге или в другой области бизнеса, которая для вас оказалась сложной, попросите ваших потенциальных наставников рассказать о своем опыте, чтобы найти того, кто столкнулся с такими же как у вас проблемами и преодолел их. В этом случае у вас будет больше шансов найти ментора, способного вам помочь реальными советами, а не просто поговорить о проблеме.

 

У меня есть знакомая, которая всю жизнь занимается связями с общественностью, а конкретно - ведет информационную повестку для 2 или 3 банков. И вот как-то недавно при встрече она рассказала мне, что является ментором стартапов крупного бизнес-акселератора. Я, конечно, спросила, правильно ли я понимаю, что это стартапы в финансовой сфере и она помогает им с PR-функцией? Каково же было мое удивление, когда знакомая сказала, что она сопровождает IT-стартапы по вопросам развития каналов продаж. На мой вопрос - откуда практическая экспертиза и для каких IT-проектов она до этого развила продажи, мне было сказано, что для менторства по продажам экспертизы именно в продажах не нужно, что это вопрос общих знаний и умения консультировать... Кстати, стоимость того бизнес-акселератора для каждого стартапа была около 1 млн. рублей. 

 

4. Какие ценности присущи вашему потенциальному ментору и совпадают ли они с вашими представлениями о чести?

Все понимают, что вырасти с 0 до 1 (на 100%) - это не трудно. А вот поддержание успеха в долгосрочной перспективе требует сильного характера, мудрых решений и порядочности по отношению к участникам процесса. Талант предпринимателя определяется не периодом на старте, когда у бизнеса все хорошо, и он набирает высоту, а тем, как предприниматель управляет бизнесом, когда высота набрана и необходимо проходить постоянные зоны турбулентности.

Спросите своего потенциального ментора, как он преодолевал проблемы в своей карьере и как он справлялся с морально-этическими дилеммами, которые возникали во время деловых спадов. Бизнес-наставник, чьи ценности совпадают с вашими, окажется в итоге более эффективным для вас и вашего бизнеса, чем тот, кто просто поделится набором навыков или «правильной визитницей».

 

5. Что вы можете предложить ментору?

Любые бизнес-отношения всегда предполагают двухстороннюю выгоду. Вы получаете несомненную выгоду от знаний и экспертизы, которыми ментор делится с вами. Подумайте о том, что вы можете предложить ментору. Услуги бизнеса? Продукты своего бизнеса? Знакомства? Часть бизнеса? Продумайте варианты заранее, изложите их на бумаге и обсудите их "на берегу". 

 

Даже если вы самом начале пути, и вам особо нечего предложить, помните, что искренняя благодарность, уважение, и последовательность в выстраивании отношений «ментор-ученик» тоже укрепляют долгосрочные взаимовыгодные отношения.

Отправляясь в путешествие под названием «Менторство», помните, что лучшие отношения с наставником в бизнесе связаны с долгосрочными обязательствами. Играйте в «длинную», смотрите на то, что вы можете дать в долгосрочной перспективе. В конце концов, чем больше вы дадите, тем больше вы получите.

 

С наилучшими,

PD

Write a comment

Comments: 0